Наши блоги
Блог общества «Знание»
Блог «Военного времени дети»
Общество "Знание" России
ЖЖ общество "Знание" России

Создание сайта — Студия Ансайт

История

В июле 1947 г. по инициативе группы выдающихся ученых было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний ( в 1963 году переименовано во Всесоюзное общество "Знание").

Его основу с самого зарождения идеи, формирования оргкомитета и проведения Учредительного съезда составили российские ученые. Выступая на этом съезде, первый руководитель Общества президент Академии наук СССР Сергей Иванович Вавилов так определил задачи новой организации: "Наше Общество должно быть проводником и посредником настоящих, высоких, передовых научных знаний от специалистов к народу".

Общество "Знание" России является правопреемником Всесоюзного общества на территории Российской Федерации. Сегодня это негосударственная, общественная, образовательно-просветительская организация, объединяющая десятки тысяч представителей российской интеллигенции.


Основные цели Общества ЗНАНИЕ:

  • распространение знаний;
  • непрерывное образование граждан;
  • содействие достижению Россией уровня передовых государств в экономической, научно-технической, социальной и гуманитарной областях.

Организации Общества "Знание" действуют в 70 субъектах Российской Федерации - республиках, краях и областях. Во многих регионах созданы центры и институты непрерывного (дополнительного) образования. Образовательные учреждения Общества "Знание" проводят курсы и семинары по повышению квалификации и переподготовке кадров.

Областная организация общества «Знание» была создана в 1948 году, спустя несколько месяцев после того, как представители интеллектуальной элиты страны приняли решение о создании общества для распространения среди граждан научных и политических знаний.

Это были тяжелейшие годы послевоенной разрухи, когда обескровленная страна лежала в руинах, её душили голод, нищета.

И наша Орловщина, пережившая долгую оккупацию, разрушительные бомбёжки и сражения на своей земле, жила в землянках. Но, несмотря на все трудности, тогда же отмечалась удивительная жажда знаний. Обществу и государству стали нужны фундаментальные знания для того, чтобы скорейшими темпами строить новую, мирную жизнь. И Всесоюзное общество «Знание» заняло в осуществлении этого стремления очень важное, очень заметное место, став в советский период самой массовой в мире просветительской организацией.

Эффект от просветительской деятельности всегда носил отчётливый общественный характер. Правовая грамотность, понимание населением реально происходящих в стране изменений, представление о перспективах развития страны создают условия для стабильности страны.

Много усилий отдали и отдают делу просвещения и образования наши орловцы: Алешин А.Н., Бачурин А.И., Божко Н.М., Богаченко А.А., Белых Е.Л., Ворохобкин И.Т., Гаврилов А.И., Громов В.А., Демченко В.Г., Дарусенков А.А., Жутиков А.И., Зеленцов В.С., Кулешов Н.И., Кузьмин А.Ф., Кононыгин А.С., Курнаков А.И., Курлянская Г.Б., Кирилловская Н.М., Кузьмин П.И., Карпиков В.Г., Катанов В.М., Левыкин И.Т., Ларкин В.А., Малышев Н.И., Михалёв Г.М., Мотина Е.В., Минаева Т.Г., Лабейкин А.А., Паршиков Н.А., Колесникова А.Ф., Петелько А.И., Пантелеева В.П., Перелыгин А.И., Сатаров Ю.М., Тюпин Д.Г., Фефелов В.И., Холкина В.М., Швачко С.С., Щиголёв Н.Д. и многие другие. К сожалению, некоторых уже нет среди нас. Но появились другие, не менее уважаемые люди, также увлечённые делом пропаганды и просвещения, разъяснения и обучения. К таким можно отнести: Авдеева Ф.С., Амелина В.Е., Голенкова В.А., Васютина Ю.С., Веркеенко Г.П., Мерцалова А.А., Михайлова М.Г., Мосякина И.Я., Макушева А.Ф., Копылову А.В., Карпова А.И., Парахина Н.В., ФефеловаС.В., Хохлова А.А., Цикорёва Н.И., Шендригина Е.Н..

В 90-е годы, когда пришли времена реформ с приватизацией всего и вся и внедрением рыночных отношений, общество " Знание" понесло существенные материальные и кадровые потери, резко сократило масштабы просветительской деятельности. Однако ему удалось выжить и продолжать успешно действовать и в рамках всей России, и у нас в области. Сегодня Обществу- 60 лет.

Т.М. Кононыгина, председатель правления областной организации общества «Знание»: — В середине девяностых годов организация скатилась в глубокую яму безысходной нищеты. На начало 1997 года организация имела 117 миллионов (нынешних тысяч) рублей долга. В течение предыдущих лет не уплачивались налоги, распродавались материальные ценности, оборудование, технические средства, автомобили. Пришлось принять самые энергичные, кардинальные меры, чтобы спастись от неминуемого, казалось бы, банкротства. Меры, которые диктовались новыми обстоятельствами — рыночными отношениями. Одним из выходов из кризиса, позволившим выстоять и обеспечить дальнейшее развитие, стала образовательная деятельность, в том числе на платной (но некоммерческой) основе.

Выход, надо сказать, был единственно правильным, он полностью соответствовал тенденциям и запросам нашего времени. В последние десятилетия XX века мир стремительно вошёл в информационную эпоху. Один из её главных социальных признаков — непрерывное образование населения (не только детского, но и взрослого). Образование на основе фундаментальных научных открытий, стремительно обновляющихся познаний о мире, внедрения новых информационных технологий.

Общество «Знание» стало эффективно помогать выполнению этой насущной для государства, для общества, для отдельной личности задачи. Т.М. Кононыгина: — Цель, которая была поставлена нами и планомерно решается,- это всестороннее содействие формированию личности, активно, коллективно и эффективно участвующей во всех сторонах общественной жизни Орловского региона. Надо отметить, что на Орловщине эта задача заметно облегчается тем, что у орловцев есть региональная национальная идея, сформулированная нашим губернатором Е.С.Строевым: «Стабильность. Согласие. Созидание».

Одним из факторов достижения политической стабильности и созидания, а также поступатетельного движения вперёд является широкая информированность граждан, обеспечение их функциональной грамотности. Для этого используются различные формы работы с населением — от традиционных (лекции, беседы, консультации, диспуты, дебаты по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития региона) до новых, к которым уже проявляется интерес, особенно у молодёжи, таких, как Интернет-клубы, веб-дебаты, виртуальные путешествия.

Наряду с этим возрождена практика по выпуску доступной широким слоям населения печатной продукции. Её тематика разнообразна и актуальна: экологическое просвещение, патриотическое воспитание, здоровый образ жизни, долголетие, история родного края, организация образовательного процесса с взрослыми и т.д. Многие лекционные материалы подготовлены в виде компьютерных версий. Есть у орловского " Знания" своя страница в Интернете.

Нельзя не признать, что никакая самая передовая технология, ни новейшие средства информации не в состоянии заменить живое слово квалифицированного специалиста, преподавателя, учёного. Помимо эмоционального воздействия, преимуществ непосредственного общения оно обладает ещё одним громадным плюсом — оперативностью. И ещё: лекционная деятельность помогает преодолевать неравенство в доступе к знаниям, которое возникло в результате резкого расслоения российского общества.

Всё это говорит о том, что лекционные формы работы могут быть востребованы и в наше время. Однако из-за экономических трудностей в стране общество «Знание» утратило привычные аудитории слушателей на предприятиях, а также организационную партийно-профсоюзную поддержку. Так что же, отказаться от просветительства, которое в изменившихся условиях стало «невыгодно»? Т.М. Кононыгина: — Просветительская составляющая, а именно, прежде всего лекционная деятельность, является своеобразной «визитной карточкой» общества «Знание». И должна такой оставаться. Хотя надеяться на восстановление её в прежних размерах было бы, скорее всего, наивно. И всё-таки активизация лекционной деятельности среди населения является сейчас для нас одной из приоритетных задач. Правление областной организации проявляет большую заботу о лекторских кадрах, их профессиональном мастерстве, привлечении к этой деятельности молодых учёных, студентов, аспирантов.

Им есть у кого поучиться, применять опыт. Немало положительных откликов вызывают выступления членов нашего Общества: В.А. Ливцова, Г.И. Петрухиной, А.К. Скрябиной, Г.А. Орловой, В.И. Стёпочкина, А.Н. Трофимова, Ю.Г. Ефремова, Г.М. Самостроенко и других. Пользуются большой популярностью передачи на радио, занятия, которые ведёт член общества И.М. Кудасова. Не одну сотню лекций прочитано заслуженным работником культуры В.Г. Карпиковым вместе со студентами. Под руководством ветерана общества молодые специалисты осваивают лекторское мастерство и выполняют общественную практику.

Один из механизмов, который обеспечит реализацию задачи возрождения лекционной деятельности,- получение государственного заказа. Во многих регионах России в последние годы развивается практика заключения договоров о лекционном обслуживании населения с различными ведомствами, службами, организациями. Такая практика существовала и в нашей области. Её необходимо возродить.

Орловская областная общественная организация общества "Знание" начала свою деятельность с 7 мая 1948 г., когда на территории области действовал уполномоченный по распространению политических и научных знаний, непосредственно подчинявшийся правлению Всесоюзного общества.

Численность общества составляла тогда 130 человек, были созданы группы в г. Ельце, г. Дмитровске, Новодеревеньковском, Новосильском, Орловском и Русско-Бродском районах Орловской области. 5 октября 1948 г. президиумом правления Всесоюзного общества было принято решение об учреждении в Орловской области отделения и упразднении должности уполномоченного.

16 января 1949 г. состоялись выборы правления и ревизионной комиссии Орловской организации Всесоюзного общества, и она стала именоваться Орловское областное отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Первым председателем правления, а до того уполномоченным был заведующий кафедрой ботаники Орловского педагогического института кандидат педагогических наук Степан Иванович Ефремов. С июня 1955 года по март 1956 г. областное отделение находилось в ведении Орловского комитета общества по распространению политических и научных знаний РСФСР. С апреля 1956 г. местная организация общества называлась Орловским областным отделением общества по распространению политических и научных знаний РСФСР и подчинялось правлению общества по распространению политических и научных знаний РСФСР.

Орловское областное отделение имело районные отделения и уполномоченных, действующих на общественных началах.

В 1956 г. было создано Орловское городское отделение общества. В этот год членами областного отделения было прочитано 6047 лекций, в том числе на предприятиях - 1068, колхозах, совхозах, МТС - 2529 лекций. К началу 1957 г. в областном отделении общества числилось 1546 членов.

В 60-е годы областная организация общества "Знание" принимала активное участие в создании народных университетов области. В 1965-1966 учебном году в области действовало 142 народных университета различных профилей с 15 425 слушателями: сельскохозяйственных, экономических, правовых и педагогических знаний, технического прогресса, марксистко-ленинской эстетики, научного атеизма, здоровья и культуры.

По состоянию на 1 октября 1963 г. Орловское областное отделение общества "Знание" имело 10 сельских районных отделений, 5 промышленных отделений (3 - в городе Орле, 1 - в г. Ливны, 1 - в г. Мценске) и 2 зональных промышленных отделения, всего 17 отделений. В 9 сельских и 2 промышленных (в г. Орле) отделениях имелись ответственные секретари.

С 1964 г. местное отделение общества "Знание" стало называться Орловской областной организацией общества "Знание" РСФСР.

В период перестройки и реформ общество "Знание" во многом утратило свои позиции, значительно сократилась просветительская деятельность, оно понесло большие материальные и кадровые потери. Но, несмотря на все трудности, ему удалось выжить как в целом в России, так и в области.

Одной из мер, которая позволила выйти из кризиса, выжить и обеспечить дальнейшее развитие, стала образовательная деятельность, в том числе и на платной основе. Один из ее главных социальных признаков - непрерывное образование не только детского, но и взрослого населения, образование на основе фундаментальных научных открытий, стремительно обновляющихся познаний о мире, внедрения новых нетрадиционных технологий.

Общество "Знание" стало эффективно помогать выполнению этой важной для государства и общества, для отдельной личности, задачи.

Для этого используются различные формы работы с населением - от традиционных, таких, как лекции, беседы, консультации, дискуссии, дебаты по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития региона до новых, таких как Интернет-клубы, веб-дебаты, виртуальные путешествия. Возродился выпуск печатной продукции; с 2002 года стала выпускаться своя газета "Золотая осень"; есть своя страница в Интернете.